Тормозная система автомобиля Рено Аркана выполнена по типичной для машин подобного класса схеме:
- спереди — вентилируемые тормозные диски;
- сзади — тормозные барабаны.
Дополнительно в тормозные контуры встроена антиблокировочная система фирмы Бош, ограничивающая при необходимости давление рабочей жидкости в тормозных цилиндрах, не допуская тем самым блокировки колес при торможении для сохранения управляемости.
Обоснование такого выбора французских инженеров простое: хотя дисковые тормоза и эффективнее барабанных, но для задней оси в этом случае усложняется конструкция стояночного тормоза, требуя встраивания электромотора его привода.
Вдобавок у Арканы с её купеобразной схемой нагрузка на задний мост, в т. ч. и тормозная, сравнительно невелика и барабанов вполне достаточно, а увеличение нагрузки на передние колеса компенсировано (в случае тормозов) применением вентилируемых дисков, более устойчивых к перегреву.
Ресурс дисков (и барабанов) — величина сугубо индивидуальная, зависящая от ряда факторов: условий эксплуатации, манеры вождения, загрузки автомобиля и т. д. В среднем, тормозной диск живет 2 смены колодок, на третью надо готовиться и к его замене.
Барабаны в смысле ресурса почти вечные, в том плане, что он сопоставим с ресурсом самой машины и сносить барабаны мало кому удастся. Другое дело, механические повреждения, обычно возникающие вследствие резких термических перепадов.
Хорошо оттормозившись (тем самым разогрев диски/барабаны) перед глубокой лужей, водитель сам создает условия для повреждения, так как резкое охлаждение горячего диска в воде приводит к его деформации, диск «ведет», он становится «волнистым», что отзывается вибрацией руля и биением педали тормоза.
При небольших повреждениях диск/барабан еще можно спасти проточкой, но зачастую проще и быстрее поменять их на новые, а иногда это единственный вариант.
Передние тормозные диски
Артикул оригинальных 402060010R. Деталь достаточно распространенная, помимо Арканы, они ставятся на ряд моделей Рено: Дастер, Меган, Флюенс и т. п., сопоставимых по массе и мощности двигателя.
Параметры передних дисков приведены в таблице.
Ø наружный, мм | 280 |
Толщина номинальная, мм | 24 |
Толщина минимально допустимая, мм |
21,8 |
Высота, мм | 44 |
Центрирование, мм | 68 |
Кол-во отверстий | 5 |
Аналоги:
- NISSAN INFINITI 4020600Q0L;
- RENAULT 402060010RSK;
- APEC braking DSK2676;
- BLUE PRINT ADR164302;
- BREMBO 09A72714;
- ZIMMERMANN 470243320.
Задние тормозные барабаны
Артикул оригинальных 8200835832.
Аналоги:
- TEXTAR 94045500;
- MINTEX MBD405;
- Delphi BF597.
Интересно, что в продаже можно найти тюнинговые комплекты для переделки задних тормозных механизмов под диски, однако целесообразность такой переработки, не говоря уже о лишних расходах на техосмотре, под большим вопросом.
Хотя производителем указана весьма серьезная фирма, официальный сайт Брембо таких артикулов знать не знает, и вообще, в списке доступных моделей Аркана напрочь отсутствует, что наводит на нехорошие подозрения относительно происхождения таких «тюнинговых» комплектов и добросовестности продавцов.
Замена
В случае передних дисков технология замены аналогична большинству современных передне- и полноприводных моделей:
- Снять колесо, предварительно поддомкратив автомобиль.
- Снять тормозной суппорт с колодками и его скобу (раму). Обычно сложность представляет последний момент, так как там нужно приложить значительные усилия, крепление скобы затянуто довольно крепко. При этом необходимо проверить надежность закрепления самого авто, чрезмерными усилиями недолго и машину сдернуть с домкрата..
- Выкрутив винты крепления тормозного диска, снять сам диск. Для упрощения процесса снятия можно обстучать диск молотком через деревянную проставку с торца, проворачивая его на оси.
- Установка производится в обратном порядке.
С барабанами в теории все намного проще, снимается колесо, выкручивается пара винтов и барабан сам падает в руки. На практике же, именно здесь и начинаются проблемы, поскольку по мере стачивания рабочей поверхности барабана о колодки, с внутреннего края образовывается буртик, препятствующий съему.
Единственная мера противодействия — профилактическая, при каждой замене колодок стачивать буртик хотя бы болгаркой, в противном случае придется надеяться только на грубую силу, буквально продирая буртик барабана через поверхность тормозных колодок.
Итоги и выводы
Выполнение работ по замене тормозных дисков и барабанов вполне можно освоить самостоятельно, предварительно вооружившись необходимым инструментом, тем самым существенно экономя бюджет содержания автомобиля.